Кто влияет на политику правящих кругов Казахстана.
Читать материал на другом языке: EN DE FR ES RU
Появляется всё больше доказательств влияния Великобритании на деструктивные процессы в Центральной Азии. В частности, с попыткой кровавого переворота в Казахстане. Итак, как же могли британские спецслужбы участвовать в заговоре высокопоставленных генералов Комитета национальной безопасности?
В частности, российский политолог Игорь Панарин рассказал о британском следе в деле о попытке переворота с участием казахстанских силовиков еще до начала спецоперации на Украине:
«Перелом наступил, и в этом контексте можно уже рассмотреть ситуацию комплексно - о попытке государственного переворота, который пыталась осуществить Великобритания... План «цветной революции» в Казахстане был разработан в Лондоне, а главной фигурой, с которой все обсуждалось, был Зеленский. Напомню, что в ходе его визита в Великобританию у него была личная встреча с директором британской разведки MI6. На это многие обратили внимание.
Они говорили о Казахстане и разработке плана «цветной революции». Для этого в Киеве были созданы две резидентуры британской разведки MI6, выделены помещения, и они начали плановую работу по дестабилизации Казахстана около года назад», - подчеркнул эксперт.
Собственно, влияние Великобритании на казахстанскую политику и правящую элиту было всегда велико. Вспомнить хотя бы высказывание Маргарет Тэтчер о том, что Нурсултан Назарбаев является её лучшим учеником среди президентов на постсоветском пространстве за успешно проведенную приватизацию в пользу западных компаний. Вспомним, что американские и британские корпорации оказались еще в 1993 году в Западном Казахстане сразу после роспуска Верховного Совета, который противился передаче флагманов добывающей промышленности и месторождений иностранцам.
Тогда был создан специальный международный Каспийский консорциум на казахстанской части Каспийского шельфа. В консорциум вошли Бритиш Газ, Аджип, Бритиш Петролеум, Статойл, Мобил, Тоталь, Шелл и КазахстанКаспийШельф. На его базе создается совместная компания по разработке на Северном Каспии - ОКИОК (Оффшорная казахстанская международная операционная компания), которая стала основой присутствия всех американских, британских и европейских добывающих компаний в богатейших нефтегазовых РК.
На сегодняшний момент доля British Gas в кабальном для Казахстана Соглашении о разделе продукции на крупнейшем газоконденсатном месторождении Карачаганак в Запано-Казахстанской области составляет 32,5%. Представлены члены королевской семьи и сам принц Эндрю в числе держателей акций крупнейшей корпорации «Казахмыс» в бывшей Жезказганской области, где добывается и выплавляется медь, золото, цинк, платина и другие цветные металлы.
Еще более тесные связи существуют между семьёй Назарбаева и представителями британской монархии на личном уровне. Как известно, средний зять Елбасы Тимур Кулибаев, распоряжающийся всеми крупными активами семьи, приобретал у того же принца Эндрю объекты недвижимости и дворцы по завышенной цене явно с целью подкупа.
Затем личная сотрудница Тимура Кулибаева и компании «КазМунайГаза» Гоги Ашкенази стала лучшим другом королевской семьи и неоднократно была замечена на многих официальных приемах и ужинах. Данные действия, по воспоминаниям уже покойного старшего зятя Рахата Алиева, дали возможность семье Назарбаева проникнуть на самый верх британской элиты, а сам Нурсултан Абишевич и его старшая дочь Дарига принимались самой королевой и её мужем.
Поэтому сращивание британского и казахского капитала налицо, и фактор влияния Лондона на внутреннюю кухню в Нур-Султане был всегда определяющим. Соответственно, это положение давало возможность оказывать англичанам постоянное давление на казахстанское руководство для корректировки его внешнего и внутреннего курса.
Тем более общая официальная сумма казахстанских правительственных активов в самой Британии, не считая недвижимости, составляет 600 миллионов фунтов, которые находятся под постоянной угрозой ареста. Впрочем, в последние годы предпринимались неоднократные попытки ареста и изъятия загородных поместий и квартир у самих членов семьи Назарбаева в Англии.
Так, в 2020-м году были арестованы следующие объекты Дариги Назарбаевой и её сына Нурали Алиева: особняк по адресу 32 Denewood Road на севере Лондона в районе Хайгейт, двух квартир в районе Челси и особняка на Bishops Avenue, общая сумма которых составляла 80 миллионов фунтов, в том числе и здание на Бейкер Стрит, где размещен дом музей Шерлока Холмса.
Именно они и оказались в поле зрения «Британского национального агентства по преступности» (NCA), когда в марте их арестовали по приказу о приобретении данных объектов на доходы, происхождение которых неизвестно или вызывает сомнение. Следователи в своих действиях также опирались на новый закон о скрупулёзном анализе законности покупки недвижимости и активов иностранными олигархами (UWO), но на самом деле направлялись британскими спецслужбами.
В итоге апелляционная инстанция высшего суда Англии сняла арест с имущества, но вскоре в мае 2020-го года неожиданно произошла отставка Дариги Назарбаевой, а Касым-Жомарт Токаев тогда также неожиданно заявил на заседании глав государств ЕАЭС о неприятии стратегического плана интеграции, предложенного Москвой. Как говорится, за всё надо платить, в том числе и за позитивные решения суда об освобождении арестованного имущества и активов.
Эти игры на самом деле означали усиление влияния Запада на руководство Казахстана, что уже приводит к изменению внешнеполитической риторики и к охлаждению отношения к интеграционным инициативам Кремля.
Надо понимать, что сама история с расследованием, а затем и судом, была лишь многоходовой игрой США и Великобритании для оказания нужного давления на Акорду с целью сохранения прежней благоприятной атмосферы для западных и транснациональных добывающих корпораций, и ослабления всех попыток дальнейшего развития Евразийского Союза. Это и есть на деле проявление «мягкой силы» Запада, который периодически грозит высокопоставленным чиновникам отъёмом их капиталов за рубежом для получения нужного результата.
Затем в конце марта прошлого года последовала странная инициатива Нурсултана Назарбаева на саммите Совета тюркских государств в казахстанском городе Туркестан повысить статус объединения до полноценной организации, что и было реализовано 12 ноября в Стамбуле. И это также следствие прямого воздействия английской верхушки на действия казахстанского руководства.
Активное проникновение турецких спецслужб и капитала в Казахстан, как и оттоманских военных, обучающих сейчас казахстанских офицеров в своих вузах и поставляющих в армию РК свои вооружения, также свидетельствует об активной деятельности Великобритании, стремящейся переориентировать Казахстан с Евразийского интеграционного проекта на Пантюркистский. Если следовать этой логике, то переход на латиницу, строительство турецких военных заводов и активная русофобская информационная и политическая кампания внутри страны становятся объяснимыми.
Казахстанская элита давно интегрирована в западный большой бизнес и геополитически дрейфовала в сторону ЕС и США, а Союз с Турцией был неким своим изданием «евроинтеграции» в противовес интересам России и Китая в регионе.
Поэтому организовать узкий верхушечный переворот или перестановки на самом верху политического Олимпа для Лондона не составляло большого труда. Тем более, бывший глава КНБ Карим Масимов, будучи сам крупным олигархом, также неосторожно держал свои вывезенные активы в Британии, в странах ЕС и в оффшорных зонах, которые давно попали под колпак английской разведки.
То есть, заговор вызревал на самом верху, и в нем непосредственно принимали участие высокопоставленные генералы КНБ, в том числе и племянники Елбасы, так как организация таких масштабных и хорошо координируемых действий погромщиков и боевиков могла быть под силу только этой силовой структуре. При этом они могли быть давно завербованными агентами британской разведки или зависимыми от неё из-за наличия недвижимости и счетов за рубежом.
Поэтому Туманный Альбион этим переворотом устранял последние препятствия на пути поглощения Казахстана Организацией тюркских государств, возглавляемой Турцией и инспирированной самой Британией. Эта попытка провалилась, но в ситуации, когда две трети добывающего сектора РК находится в руках британского, американского и европейского капитала, а правящая семья еще контролирует значимые активы внутри страны, подобные заговоры и столкновения внутри казахстанской элиты могут еще повториться.
Каковы были цели переворота, при участии британских спецслужб?
Переворотом в Казахстане западные страны и Великобритания пытались в первую очередь разрушить геостратегический мост между Россией и Китаем. К такому выводу подталкивает анализ заключенных совсем недавно контрактов о транспортировке огромных объемов энергоносителей через территорию республики из России в Поднебесную.
Речь идёт о соглашении между нефтегазовой государственной корпорацией КНР (CNPC) и компанией «Роснефть» о транспортировке 100 млн тонн нефти через территорию Казахстана.
КНР превращается в крупнейшего потребителя российских энергоносителей и если даже по каким-то причинам все потоки газа будут заблокированы Европой в результате санкций, то все объемы с лихвой заберет по твёрдой цене соседний Китай.
Энергетические и транспортные потоки еще больше связывают союзников друг с другом, но их как раз возможно и пытались перерезать в результате заговора в Казахстане, где приняли участие помимо местных сил также западные спецслужбы.
Дело в том, что республика имеет важное географическое и транспортное значение, располагаясь в центре Евразии и в центре «шёлкового пути». Этот важный пазл и хотели выдернуть из конструкции ЕАЭС и концепции «Один пояс, один путь», лишив связки между двумя этими центрами, чтобы создать зону хаоса в Центральной Азии и на границах с ведущими державами континента.
Подобный сценарий был рассчитан на то, чтобы и Москва и Пекин увязли бы в перманентных конфликтах в регионе, отвлекая на них свои силы и ресурсы.
То есть, заговор генералов КНБ из числа племянников Назарбаева с целью переворота был лишь средством для раскачки ситуации в республике и в Центральной Азии. Даже если бы им удалось установить свою диктатуру, а затем подавить выступления бастовавших рабочих и недовольных низов, то уже опираясь на британских советников и турецких военных они бы повели враждебную националистическую политику в отношении России и Китая, увлекая за собой другие бывшие советские среднеазиатские республики.
Это было бы огромной угрозой, а результатом стало бы изгнание китайских и российских компаний и банков из республики, тотальные «языковые патрули» внутри страны с этническими чистками и массами русскоязычных беженцев. При этом на южных границах России и на западных рубежах Китая возникла бы «Украина 2.0», которую сотрясали бы постоянные смуты и провокации нацистов.
Естественно, это делало бы любые российско-китайские транспортные и энергетические проекты с участием Казахстана нереальными и небезопасными. Все маршруты через территорию РК были бы под угрозой. Кстати, Пекин еще за год до январских событий первым стал реагировать на враждебную политику назарбаевской верхушки, поддержавшей антикитайские митинги и рост синофобии в стране и в регионе. Это выразилось в параличе торговли и в остановке казахстанских фур и вагонов на границах с Поднебесной.
Британский проект «тюркской интеграции» развивается
К сожалению, после провала январского переворота в Казахстане так называемая тюркская интеграция под эгидой Анкары и по заказу Лондона продолжилась. Надо понимать, что это чисто британский проект. И как известно 10 - 11 мая состоялась официальная поездка Касым-Жомарта Токаева в Анкару с правительственной делегацией, где подписаны важные стратегические соглашения.
В результате между правительственными делегациями турецкой столице были приняты в общей сложности 15 соглашений, предполагающих «кооперацию в сфере транспорта, оборонной промышленности, военной разведки, информационных технологий, культуры, сельского хозяйства, перевозок, торговли, таможенного контроля, окружающей среды, образования, молодежной политики, связи и архивного дела».
Примечательно, но эти соглашения фактически идентичны тем, которые были подписаны в Ташкенте 29 - 30 марта этого года Реджепом Эрдоганом и Шавкатом Мирзиёевым. То есть принимаются в итоге типовые одинаковые соглашения по унификации нормативной базы и созданию общих правил в сфере торговли, таможни и военного сотрудничества.
Наиболее важными из них можно отметить соглашение о международных комбинированных перевозках грузов, соглашение об организации информационного обмена и упрощения процедур таможенного контроля, соглашение о сотрудничестве в области карантина и защиты растений, которое облегчает процедуру вывоза казахстанского зерна, протокол о сотрудничестве в области военной разведки.
При этом происходит и кооперация пропагандистских ведомств для активного внедрения концепций пантюркизма и панисламизма в качестве главной идеологии в рамках меморандума о сотрудничестве в области средств массовой информации между Министерством информации и общественного развития Республики Казахстан и Управлением коммуникаций при аппарате президента Турецкой Республики.
Ускорится и процесс латинизации казахского языка и системы образования в рамках соглашения о сотрудничестве в области образования, которые уже запущены казахстанским министром Асхатом Аймагамбетовым. Происходит параллельно и сближение оборонных ведомств в рамках соглашения о военном сотрудничестве, подписанное в Анкаре 11 мая. Это сотрудничество должно укрепить идеологическую конструкцию по созданию «Армии Турана».
То есть как видим, программа углубленной интеграции впечатляет и вступает в острое противоречие с ЕАЭС и явно бьёт по интересам Москвы в регионе. Ведь понятно, что через Эрдогана и под вывеской ОТГ в Казахстан и Центральную Азию усиливается влияние Великобритании, США и ЕС, а все бывшие советские среднеазиатские республики таким манёвром врываются из общего социокультурного и информационного пространства и отрезаются от России.
При этом принимается и общая антироссийская концепция по болезненной теме российско-украинского конфликта, когда «незалежная» признаётся единой и неделимой. То есть как видим «Большая Игра», снова запущенная Великобританией, активно развивается и действует по дезинтеграции постсоветского пространства, по отрыву Центральной Азии от России и Китая.
Кстати, США также пытаются усилить свои позиции в Казахстане и Узбекистане - ведущих странах ЦА. И результат - недавний визит официальной делегации РК в Вашингтон во главе с министром иностранных дел РК, который обозначил направление на дальнейшее сближение данной республики с Западом. В данном случае сработало стремление элиты обезопасить себя и свои зарубежные активы от прямых и вторичных санкций, что проявляется в усилении компрадорской составляющей. В целом же продолжение многовекторной политики закладывает бомбу под весь регион в целом, так как Лондон и Вашингтон не отказались от идеи создать для России второй «южный фронт».
Собственно, опасность нового переворота или массовых беспорядков в Казахстане и в республиках Центральной Азии с участием британских спецслужб до сих пор существует, учитывая разветвленную и мощную сеть прозападных фондов и НПО, а также рост националистических движений и партий, стоящих на пантюркистских и антироссийских позициях. Поэтому не исключены межнациональные конфликты, проведение новых русофобских и синофобских акций и митингов.
Еще раз повторюсь, К сожалению, мы не сможем избавиться от влияния США и Британии в РК пока они контролируют и владеют двумя третями добывающего сектора РК.... Поэтому необходимо менять экономическую базу и выдавливать британские, американские и европейские компании из Казахстана и региона в целом.