Итоги выборов без выборов
20.03.2024
Завершившиеся в России президентские выборы ещё раз подтвердили нашу оценку этого события как выборного спектакля о якобы всенародном доверии ныне действующей буржуазной власти во главе с Владимиром Путиным. Организаторы этого спектакля добились своих целей, не особенно стесняясь в методах. Ведь как мы уже констатировали, выборы проводились в условиях, когда вся избирательная система подчинена ныне действующей власти. К участию в спектакле допустили лишь трех отобранных представителей партий - парламентских сидельцев. Вдобавок к прежним технологическим уловкам прибавилось трехдневное голосование и ДЭГ (дистанционное электронное голосование). Конкурентам Путина милостиво позволили набрать более трёх % голосов, чтобы, согласно закону, получить в качестве премии неплохое финансирование из государственного бюджета. А сами оппозиционеры, начиная с КПРФ, никак не подвергают сомнению этот объявленный результат и выражают полное удовлетворение таким исходом кампании.
В этой связи считать, что данные ЦИК вполне соответствуют действительным настроениям в обществе,- это значит заниматься самообманом. Тем не менее, они дают некоторое представление о мотивах поведения людей.Ясно,что пока значительная часть избирателей по самым разным основаниям вынуждена терпеть нынешнее положение в стране. Ничего неожиданного, в условиях СВО и ситуации разжигаемого противостояния с Западом, в этом нет.
Для сторонников социалистического выбора неприятная неожиданность заключается в ином. Выдвиженец от КПРФ, аграрий Николай Харитонов, набрал совсем немного голосов - менее 4 миллионов или чуть более 4 процентов. В сравнении с предыдущими результатами КПРФ на президентских выборах в путинскую эпоху, когда кандидат от КПРФ получал от 9 до 13 миллионов голосов или от 11,8 до 17,7 процентов, это серьезный провал.
Могло ли быть иначе? По нашему мнению, да, могло. Еще раз напомним, что наша партия, РКРП-КПСС, предлагала руководству КПРФ использовать выборы для настоящей агитации среди трудящихся, за социализм и собственную борьбу против капитализма. Для чего можно было выдвинуть кандидатом не парламентского оппозиционера, а,например, рабочего и профсоюзного активиста. Конечно, этот шаг в условиях нынешней системы голосования не привел бы к кардинальным изменениям в официальных результатах выборов. Но он бы стал вызовом, демонстрацией классовой повестки и классовой позиции коммунистов. Он не остался бы незамеченным десятками миллионов трудящихся, которые сейчас не доверяют профессиональным политикам и депутатам. Такая агитация подтолкнула бы часть из них к настоящей борьбе за свои права.
КПРФ на наше предложение не ответила. Как, впрочем, не ответила на многочисленные вопросы своих же активистов по поводу выдвижения 75-летнего героя капиталистического труда Харитонова, при наличии целого ряда куда более перспективных кандидатов. Как нам видится, КПРФ просто отрабатывала в выборном спектакле порученную ей роль левого статиста.
Более того, кампания кандидата от КПРФ поражала своей несуразностью. Например, Николай Харитонов заявил, что не будет критиковать Путина на выборах. В этой связи позиция тех коммунистических и левых организаций, которые призвали критически поддержать такого кандидата, была ошибкой. Поскольку свелась к пассивной помощи постановщикам спектакля изобразить плюрализм и конкурентную борьбу, которой просто не было. Товарищам теперь надо подумать над этой ошибкой, а рядовым активистам от КПРФ пора бы спросить с руководства за такой плачевный результат.
С учетом всех этих обстоятельств, заявляем, что официальные цифры поддержки кандидата от КПРФ ни в коей мере не являются и не могут являться показателем поддержки коммунистических идей в России.
Часть «левых» призывала к бойкоту президентских выборов, что вообще-то понятно и просто. Мы согласились, что подобная тактика была бы хороша в совершенно иных условиях, когда был бы общий фронт активного бойкота и гораздо более высокий уровень организации протестных масс, которого в нынешних условиях просто нет. Тогда была бы перспектива работать на срыв явки. А сегодня, раз этого нет, игнорирование выборов не является большой ошибкой, но такое пассивное сопротивление скорее воспитывает аполитичность, вдобавок работает на повышение процента голосов за Путина в итоговой ведомости.
РКРП-КПСС перед выборами рекомендовала, что в нынешних условиях у коммунистов и наших сторонников более применима форма осознанного и протестного голосования. В день голосования, а именно - 17 марта, прийти на избирательный участок и воспользоваться своим бюллетенем, поставив галочку против фамилий всех кандидатов. Такой способ фактически заменяет графу «против всех», делает бюллетень недействительным. Ту же позицию занял ряд других левых организаций и движений.
Нужно признать, что, как мы и предвидели, этот шаг не привел и не мог привести к заметному, на общем фоне, результату. Тем не менее, в отличие от показателей кандидата от КПРФ и количества избирателей, не принявших участие в выборах, цифра недействительных бюллетеней по сравнению с 2018 годом, даже по официальным данным, выросла почти на 400 тысяч, и составила 1 миллион 183 тыс. голосов. А в ряде регионов этот показатель увеличился в несколько раз.
Подводя итоги, мы напоминаем, что ни жизнь, ни борьба не начинаются и не заканчиваются в день голосования. Намного важнее, как люди делают свой выбор в повседневной жизни. Если они решились на борьбу за свои интересы, если преодолели страх и робость, если подняли свой голос в защиту себя и своих товарищей, если сами участвуют в реальной профсоюзной и политической деятельности, значит, они сделали правильный выбор - «голосуют» правильно.
Прошедшая кампания еще раз высветила две проблемы современного коммунистического движения России, которые нужно решать. Первое - это отсутствие в легитимном публичном поле носителей коммунистической идеи. КПРФ сдвинулась вправо настолько, что стала откровенно лево-буржуазной партией, но название эксплуатирует для введения людей в заблуждение. Второе - это неумение договариваться и самолюбование разного рода блогеров и «лидеров мнений», не способных к совместной конструктивной работе. Это уход значительной части людей, называющих себя коммунистами, в виртуальное пространство.
Поэтому остается лишь напомнить ленинскую формулировку о том, что в период реакции главной задачей партии является сохранение её ортодоксального революционного характера. Что задача коммунистов - слиться с повседневной жизнью рабочих масс, поднять массы до желания участвовать в политической борьбе и проводить собственную рабочую политику.
Поэтому главный наш призыв: вставайте в ряды борющихся!
18 марта 2024г.